О рисках обострения эпизоотической ситуации по африканской чуме свиней в июле-октябре 2022 года

О рисках обострения эпизоотической ситуации

по африканской чуме свиней

в июле-октябре 2022 года

            Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору обращает внимание на риски обострения эпизоотической ситуации по африканской чуме свиней (далее – АЧС) в июле-октябре 2022 года в связи с сезонной цикличностью подъёмов заболеваемости, продолжающейся деятельностью населения по перевозкам, реализации и убою свиней, перевозкам и реализации мясосырья и свиноводческой продукции непромышленной выработки, а также в связи с активизацией посещения населением лесных массивов с целью сбора грибов и ягод, где обитает поголовье дикого кабана – природного резервуара АЧС.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации не достаточно уделено внимания вопросам проведения оценки биозащиты на свиноводческих предприятиях. В ходе обследований хозяйств продолжают выявляться факты несоблюдения требований критериев компартментализации, в том числе поставки свиней и продуктов их убоя и переработки из хозяйств с более низким компартментом; отсутствие прослеживаемости при перемещении свиней между разными площадками одного свиноводческого комплекса; содержание свиней в личных подсобных хозяйствах сотрудников свиноводческих предприятий; отсутствие организации централизованного кормления сотрудников свиноводческого хозяйства; отсутствие контроля за целостностью ограждения свиноводческого хозяйства; проход сотрудников свиноводческих хозяйств на территорию объекта, минуя санпропускник; нарушение норм по утилизации биоотходов и др.

Несмотря на то, что строгое соблюдение перечисленных мер способно максимально исключить занос инфекции, остается очень большим число хозяйств, где не созданы соответствующие условия или нарушаются декларируемые меры биобезопасности.

В целях более эффективной проработки профилактических мероприятий на свиноводческих объектах Россельхознадзор письмом от 18.05.2022 № ФС-КС-2/13421 направил критерии оценки системы управления биологической безопасностью свиноводческих хозяйств, так называемые чек-листы биобезопасности, которые следует детально проработать с владельцами свиней и свиноводческой продукции.

На территории субъектов Российской Федерации с развитой отраслью свиноводства, наличием объектов, занятых производством и реализацией свиней и продуктов их убоя за пределы региона, необходимо создать максимально неблагоприятные условия для циркуляции возбудителя АЧС, в том числе создать ситуацию «эпизоотического разрыва» между дикими кабанами и домашними свиньями. Последнего возможно достичь путем максимального снижения плотности поголовья дикого кабана и отсутствием, содержащихся в биологически незащищенных хозяйствах домашних свиней.

В целях обеспечения минимизации рисков ухудшения ситуации с распространением АЧС в летний период 2022 года, Россельхознадзор указывает на необходимость усиления работы по:

— недопущению ввоза, перемещения на подконтрольной территории и вывоза за ее пределы выявлению на подконтрольной территории и вывоза за ее пределы инфицированных вирусом АЧС свиней, потенциально опасных мясосырья и готовой свиноводческой продукции за счет усиления работы по выявлению и пресечению фактов несанкционированного перемещения хозяйствующими субъектами и гражданами подконтрольных госветнадзору товаров (в первую очередь — живых свиней, сырых продуктов их убоя, мясосырья и свиноводческой продукции);

— выявлению и пресечению случаев неправомерной реализации убойных свиней, мясосырья и свиноводческой продукции непромышленной выработки;

— отбору проб биологического материала для лабораторного исследования на АЧС во всех случаях падежа свиней от заболевания инфекционной природы, а также от всех обнаруженных трупов диких кабанов (а в зонах распространения АЧС в дикой фауне – отбор проб биоматериала еще и от всех добытых кабанов);

— проведению в срочном порядке лабораторных исследований на АЧС (или оперативному направлению проб биоматериала в профильное научноисследовательское или лабораторное учреждение) с целью исключения или подтверждения АЧС как причины заболевания и/или падежа восприимчивых к АЧС животных – свиней и кабанов;

— организации на постоянной основе рейдов с целью поиска, обнаружения и уничтожения павших кабанов в общедоступных и закрепленных охотничьих угодьях, а также на особо охраняемых природных территориях регионального и (совместно с руководством федеральных заповедников и Минприроды России) федерального значения;

— усилению мониторинга эпизоотической ситуации по АЧС в регионе, в том числе в дикой фауне;

— снижению и поддержанию показателя плотности популяции дикого кабана на уровне, предусмотренном для данного региона Планом действий по предотвращению заноса на территорию Российской Федерации африканской чумы свиней и ее распространения на территории Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 2048-р;

— усилению биологической защиты промышленных свиноводческих предприятий, в том числе с проработкой информации, изложенной в чеклистах биобезопасности;

— обеспечению в случае возникновения подозрения на АЧС максимальной оперативности мер по локализации предполагаемого очага АЧС и установлению причин заболевания и падежа животных – особенно на крупных свиноводческих предприятиях;

— завершению работ по переводу биологически незащищенных свиноводческих хозяйств всех форм собственности, для которых получение III или IV компартмента не представляется возможным (особенно – ЛПХ и КФХ), на другие виды деятельности в рамках реализации соответствующих региональных целевых программ или подпрограмм;

— обеспечению объективного учета поголовья свиней в ЛПХ и КФХ за счет организации совместно с органами местного самоуправления регулярных сверок данных о количестве свиней в похозяйственных книгах с реальным их количеством;

— недопущению выгульного содержания свиней в хозяйствах всех форм собственности;

— обеспечению нужд владельцев свиней на конкретных административных территориях (в районах, сельских поселениях, городских округах) в необходимом количестве убойных пунктов и убойных площадок для осуществления убоя свиней, содержащихся в ЛПХ, КФХ, иных мелкотоварных свиноводческих хозяйствах, и разделки туш убитых свиней;

— организации на постоянной основе работ по обнаружению павших свиней и кабанов, продуктов убоя свиней на свалках твердых бытовых отходов, в местах несанкционированного складирования мусора, в местности, прилегающей к населенным пунктам (лесные массивы, овраги и др.), и их оперативной эвакуации к местам утилизации или уничтожения; организации работ по утилизации и уничтожению биологических отходов;

— обеспечению возможности для населения оперативно сообщать по многоканальной телефонной «горячей линии» или «телефонам доверия» о фактах обнаружения павших домашних свиней и диких кабанов, фактах заболевания и падежа свиней в хозяйствах всех форм собственности, несанкционированных захоронениях павших свиней, подозрительных действиях лиц или организаций по перемещению свиней и свиноводческой продукции, реализации животноводческой продукции непромышленного производства, а также оперативному доведению полученных от населения сигналов (включая анонимные) до сведения соответствующих органов и учреждений.