ИСТОРИЯ ПОСЕЛКА КИКЕРИНО.

ИСТОРИЯ ПОСЕЛКА КИКЕРИНО.

     История поселка Кикерино связана с именем талантливого русского художника- керамиста Петра Кузьмича Ваулина.
Достопримечательности Кикерино- усадьба П. К. Ваулина (усадебный дом, погреб), парк 4 га. ( XIX век) а также бывшее Административное здание майоликовой фабрики П. К. Ваулина (конец XIX- начало XX вв.) в пос. Кикерино.
Когда в 1870 г. была проложена Балтийская железная дорога на Нарву, вдоль железной дороги построек не было, за исключением поместья Федора Павловича Лилинфельда.
В 1890 г. П. К. Ваулин возглавил только что созданную (в июне 1890 г) керамическую мастерскую в Абрамцево, официально называвшуюся “Абрамцево”, куда был приглашен в качестве технического руководителя известным промышленником и меценатом С. И. Мамонтовым. В мастерской производили керамику и майолику по эскизам известнейших художников того времени- М .А. Врубеля, Н. К. Рериха, В. Э. Борисова- Мусатова, К. А. Коровина, А. Я. Головина, В. А. Cерова, И. Э. Грабаря, В. Д. Поленова, Ф. О. Шехтеля и других.
Под руководством Ваулина была выполнена майолика для облицовки гостиницы “Метрополь”, Ярославского вокзала, майоликовый фриз на здании Третьяковской галереи, майоликовый декор для облицовки фасадов, интерьеров и каминов многочисленных богатых особняков Москвы. На Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (1896 г.) и всемирной выставке в Париже (1900 г.) изделия, выполненные в мастерской Абамцево получили золотую медаль, а сам Ваулин был награжден почетным дипломом.
В 1906 г. в Кикерино создается керамическая мастерская О. О. Гельдвейна и П. К. Ваулина под названием “Кикеринский завод художественной керамики” в имении Лилинфельд- Толь, неподалеку от железнодорожной станции Кикерино. Осип Осипович Гельдвейн занимался финансовой стороной дела, а П. К. Ваулин художественно-керамической, творческая часть. Мастерская была основана на базе приобретенного компаньонами Балтийского гончарно- изразцового завода Лилинфельд-Толя, переоборудованного из небольшого кирпичного завода, созданного еще в 1878 году. Позднее Ваулин становится совладельцем художественно-керамического производства Гельдвейн и Ваулин, контора которого находилась в Санкт-Петербурге.
Кикеринский период творческой работы Ваулина связан с именами А. И. фон Гогена, Е. И. Лансере Н. Е. Лансере, А. А. Оль, Н. К. Рериха, С. В. Чехонина.
Здесь были созданы многие известнейшие его работы- облицовка Соборной мечети на Петроградской стороне в Санкт-Петербурге, портал здания нынешней библиотеки Института экспериментальной медицины (ул. Академика Павлова, 19), облицовка королевского дворца в Сербии.
В 1918 г. Ваулин стал заведующим Подотделом художественной промышленности Всероссийского Отдела Изобразительных Искусств, а с 27 марта 1918 года- комиссарам по делам бывшего Императорского Фарфорового завода (одновременно работая на нем) и Петергофской гранильной фабрики. Он являлся также членом коллегии по делам искусства и художественной промышленности.
В 1920 г. Кикеринская мастерская возродилась уже как Государственный фарфорово-керамический завод “Горн”, техническим директором которого (с 1 февраля 1920 года) становится П. К. Ваулин, занимая эту должность до 1930 года. С 1926 года завод перешел на производство художественной посуды, ваз, статуэток, отправляемых за границу. В советское время на заводе началось производство посуды электрофарфора и облицовочной плитки для тогда строящихся Волховской и Шатурской ГЭС. В послереволюционное время бывшее высокохудожественное производство стало специализироваться также на выпуске электротехнического фарфора, санфаянса, раковин, химической посуды. Обвиненный в пособничестве фашистам, Ваулин был брошен в тюрьму, где и умер в 1943 году. В послевоенное время он был полностью реабилитирован.
К сожалению, прославившее Кикерино в дореволюционное время производство ( в 2000 г.- ОАО “Горн”) в 2000-х годах было признано банкротом и ныне не существует.