Одной из достопримечательностей села Кикерино, что в Волосовском районе Ленобласти, является здание отделения почты. По данным краеведческого музея — это бывший дом владельца Фирса. Его облицовка, хоть и «обшарпанная», но всё же служит напоминаем о некогда цветущем местном керамическом заводе и мастерских «Гельдвейн и Ваулин».
Выбор местоположения завода в Кикерино был связан с большими залежами в этой местности синей кембрийской глины и близостью железной дороги. Здесь, в июле 1906 года, керамист Пётр Кузьмич Ваулин (1870–1943) вместе со своим компаньоном Осипом Осиповичем Гельдвейном, занимающимся финансовой стороной дела, основывал художественные мастерские, где выпускали продукцию, пригодную к использованию на фасадах зданий в условиях северного климата.
Свой творческий путь мастера 20-летний Пётр Ваулин начал в 1890 году с заведования экспериментальными художественными мастерскими, созданными под меценатством Саввы Мамонтова в своём подмосковном имении Абрамцево. Это было своеобразное объединение русских художников, охваченных страстью к искусству керамики. Здесь рождались шедевры при участии Михаила Врубеля, Валентина Серова, Ильи Репина, Константина Коровина, Виктора Васнецова и других талантливых художников.
В Абрамцево Ваулин руководил технологическими процессами, занимался исследованиями материалов для производства керамических изделий и проводил эксперименты по усовершенствованию и разработке новых видов глазури. Именно тогда мастер создаёт металлизированную глазурь и знаменитую технику восстановительного обжига.
С 1903 года начался «украинский период» в деятельности Петра Кузьмича. Он работал три года в Миргородской художественно-промышленной школе имени Н.В. Гоголя преподавателем керамической технологии. Ваулин собрал коллекцию старинных изделий и организовал музей, который и стал прародителем сегодняшнего Национального музея «украинского» гончарства. 27 июня 2013 года здесь торжественно открыли мемориальную доску, посвящённую этому русскому мастеру.
Пётр Ваулин, родившийся в Екатеринбургской губернии в крестьянской семье, стал родоначальником новой вехи развития керамического искусства Полтавской области. Однако, в процессе создания своей мастерской на территории Опошни у уральского мастера возник конфликт с руководством Миргородской школы, после которого он не сдался и реализовал свой замысел под Санкт-Петербургом, в то же время отвергнув приглашение Мамонтова снова вернуться в мастерскую «Абрамцево» вследствие идеологического с ним разногласия.
Кикеринская мастерская была основана на базе Балтийского гончарно-изразцового завода Лилинфельд-Толя, оснащённого современным оборудованием и в свою очередь переоборудованного из небольшого кирпичного завода, созданного ещё в 1878 году. Так же как в Абрамцево, здесь начинают работать виднейшие художники и архитекторы того времени: Н.К.Рерих, А.Т.Матвеев, В.Э.Борисов-Мусатов, П.В.Кузнецов, Н.В.Васильев, Р.Ф.Мельцер.
Вероятно, Николай Константинович Рерих (1874-1947), чья родовая усадьба находилась не так далеко от Кикерино — в Изваре, мог бы стать «петербургским» Врубелем в развитии майолики при условии дальнейшего взаимодействия с мастерской Ваулина. Но крайняя занятость художника и учёного не дала ему возможности продолжить интересно начатые опыты в керамике.
В мастерской производили фасадную майолику, а также керамику для облицовки печей и каминов. Очень скоро в Кикерино стали съезжаться богатые заказчики, в том числе и иностранные. На заводе были изготовлены изразцы и майолики для многих петербургских построек, а также для оформления Кронштадтского морского собора, Ярославского вокзала в Москве, а изразцовый портал для русского павильона на Гигиенической выставке в Дрездене (1911 г.) в наши дни украшает вход в здание библиотеки ВНИИЭМ в Петербурге.
В 1917 году мастерские были закрыты и на их основе организовано производство технической керамики – завод «Горн». Основная продукция – изоляторы для высоковольтных ЛЭП. Бывшее высокохудожественное производство стало специализироваться на выпуске электротехнического фарфора, санфаянса, раковин, химической посуды. С 1926 года завод перешёл на производство художественной посуды, ваз, статуэток, отправляемых за границу.
На заводе также началось производство облицовочной плитки для тогда строящихся Волховской и Шатурской ГЭС. Плиткой завода «Горн» облицованы такие станции метро, как «Площадь Мира», «Невский проспект», «Площадь Александра Невского», а также отделаны интерьеры гостиниц, ресторанов, магазинов, например – «Елисеевского».
С 1918 года Пётр Ваулин назначен комиссаром фарфорового завода имени Михаила Ломоносова и одновременно до 1930 года работал техническим директором завода «Горн» в Кикерино. Затем стал консультантом фарфорового завода «Пролетарий». В 1932-1933 годах он экстерном закончил Ленинградский технологический институт, получив специальность инженера-технолога по керамике.
В 1934 году Ваулин был арестован и выслан в Куйбышев (Самара). Там он продолжил заниматься любимым делом: с 1935-го по октябрь 1940 года мастер работает в Волжском комплексном научно-исследовательском институте, в Куйбышевской экспериментальной лаборатории комбината по изобретательству и в Центральной лаборатории НИИ стройиндустрии.
Перед войной, в 1941 году, Петру Ваулину было разрешено переехать на Донбасс к сыну Валентину. В Луганске (тогда Ворошиловград) он занимался научным трудом — писал книгу по организации мастерских для выделки архитектурной керамики. После был приглашён в Ворошиловградский художественный техникум в качестве преподавателя керамической технологии и руководителя керамической лаборатории.
Во время оккупации Пётр Кузьмич устроился работать управляющим, а затем инженером-консультантом кирпичного завода №21. На эту должность немцам его рекомендовал сослуживец по художественному техникуму. 19 марта 1943 года, после освобождения города (14 февраля) , 73-летний П.К.Ваулин был вновь арестован — возбуждено уголовное дело по обвинению в измене Родине.
Ровно через месяц после ареста, 19 апреля 1943, Пётр Кузьмич умер в тюрьме. Очевидно, что задачей следователей было любой ценой добиться признания. В протоколе от 4 апреля 1943 года Ваулин ещё утверждал, что «восхвалял немецкую армию, говорил о её технике, грамотности, культурности среди работников кирпичного завода №21 с целью завоевать авторитет среди немецкого командования и властей, что же касается охаивания Красной Армии, то я нигде никогда не порочил Красную Армию и это отрицаю.»
На следующей странице этого же протокола Ваулин ещё продолжает утверждать, что «Красную Армию я не порочил и плохого о последней не говорил», но уже за семь дней до смерти в протоколе от 11 апреля 1943 керамист внезапно автоматически со всем соглашается. В 1989 году, после пересмотра материалов уголовного дела, за отсутствием состава преступления, Пётр Кузьмич Ваулин был полностью реабилитирован.
Жена уральского мастера — Варвара Яковлевна Ваулина прожила 85 лет, до 1954 года. Их дети выбрали для себя творческую стезю. Одна дочь, закончив художественно-промышленное училище, занималась росписью по ткани, вторая стала археологом и работала в Эрмитаже. Третья — Ольга Петровна (1902-1996) — мать композитора Андрея Павловича Петрова (1930-2006), была художницей.
Старший сын Петра Кузьмича – Александр Ваулин (1894-1976), выпускник Петроградской консерватории, стал композитором и в 1924 году нелегально эмигрировал в Финляндию, добравшись туда тайно, по льду Финского залива. Он долго скитался по Европе, осел в Чехии, но занимался уже не столько сочинительством музыки, сколько переводами и преподаванием. В эмиграции Александр Петрович женился на внучке Льва Николаевича Толстого — Марии.
В Кикерино сохранилась усадьба, которую Ваулин с компаньоном Гельдвейном выкупили, устроив в ней бюро и мастерскую. До этого, в начале XIX века, она принадлежала генералу Довре, после – семейству Лилиенфельд-Тоалей. Сегодня здание обитаемо и находится в хорошем состоянии. С 1993 года здесь располагается дом-интернат для пожилых и инвалидов, в основном ингерманландцев, созданный финнами (ул. Лесная, д. 7). В 1998 году рядом был построен современный корпус в схожем стиле.